КУРС ИНСТИТУТА НЬЮФЕЛДА «ПРОТИВЛЕНИЕ»

 

До  1 мая курс можно приобрести в записи!!

Оставляйте заявки и мы пришлем вам всю необходимую информацию.

ВСЁ ОБУЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ОНЛАЙН. 

  • Более 10 часов занятий с опытными преподавателями русскоязычного отделения Института Ньюфелда
  • Запись бонусного 5-го занятия «Игра и противление»
  • Доступ к просмотру записей сроком на 6 месяцев. Скачивание записей не предусмотрено.
  • Возможность задать ведущим вопросы по своей ситуации
  • Дополнительные материалы на русском языке
  • Доступ к 60 лекциям всех фестивалей Института Ньюфелда.
  • Доступ к русскоязычному кампусу Института Ньюфелда, где можно общаться с другими студентами курса, обмениваться опытом, а также просматривать дополнительные материалы на английском языке

ДЕТАЛИ РЕГИСТРАЦИИ

СТОИМОСТЬ курса в записи

  • 100 USD или  9 300 рублей
  • 70 USD или   6 650 рублей — тем, кто учился/учится на Интенсивах 1 или 2
  • 60 USD  или  5 650 рублей — тем, кто слушает курс повторно

Инстинкт сопротивления контролю или принуждению является одной из самых сложных динамик в работе с детьми и молодежью. Данный курс раскрывает динамики, которые управляют этим инстинктом и предлагает методы работы с ним. Материал будет полезен всем, кто работает с детьми любого возраста, от тоддлеров до подростков: учителям, родителям и специалистам помогающих профессий.

ОПИСАНИЕ КУРСА

Противление – имя инстинктивной реакции ребенка сопротивляться контролю. Это сопротивление может принимать различные формы: оппозиция, негативизм, лень, неподчинение, неуважение, отсутствие мотивации, воинственность, неисправимое поведение и даже антисоциальные настроения и действия. Оно так же может проявляться как нежелание учиться. Несмотря на многоликость проявлений, лежащая в основе динамика обманчиво проста — это защитная реакция на ощущаемый контроль или принуждение.

Противление, несомненно, является наиболее непонятой и неверно толкуемой динамикой в отношениях между взрослыми и детьми. Ее простота резко контрастирует с серьезностью проблем, которые она создает для родителей, учителей и всех, кто имеет дело с детьми. И она суть причина очень затруднительного положения: то, что требуется или ожидается от ребенка больше всего, исполняется с наименьшей вероятностью.

Осознание роли противления в процессе развития является ключом к пониманию того, как с ним справляться. В курсе представлен трехсторонний подход к безопасному снижению противления и работе с сопротивляющимися детьми или подростками.

ТЕМЫ И ЦЕЛИ

  • многоликость противления
    • значение противления
    • какова разница между здоровыми проявлениями противления и противлением, которое означает наличие проблем
    • трехсторонний подход к работе с противлением
    • почему похвала и награда для некоторых детей дают обратный эффект
    • почему противление нормально для малышей и дошкольников
    • почему существующая система образования провоцирует противление в наших детях
    • почему хроническое противление означает наличие проблем с привязанностью
    • как дети обычно перерастают противление
    • почему хроническое противление является признаком психологической незрелости
    • почему так важно не принимать противление на свой счет
    • как предупредить и ослабить противление в детях
    • как защитить ваши отношения от нежелательных последствий противления
    • как избежать битвы противлений
    • как отличить ребенка с сильной волей от ребенка с сильным противлением
    • как помочь детям перерасти противление

ПЛАН КУРСА

Это онлайн-курс, состоящий из 4-х занятий + 1 отдельная встреча, посвящённая вопросам и ответам.

ЗАНЯТИЕ 1 ПОЧЕМУ ДЕТИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ
Извлекаем суть противления
Как «воля» провоцирует «противление»
Многоликость противления
Эмоциональное и интеллектуальное противление

ЗАНЯТИЕ 2 ПРОТИВЛЕНИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ
Как противление служит привязанности
Противление в альфа-детях
Противление и конкурирующие привязанности
Противление и защитное отчуждение
Как ослабить противление посредством привязанности

ЗАНЯТИЕ 3 ПРОТИВЛЕНИЕ И ИНДИВИДУАЦИЯ
Как противление служит процессу индивидуации
Как противление неверно толкуют и принимают за действия «назло»
Характеристики противления, основанного на индивидуации
Противление детей, застрявших в психологическом развитии
Подростки и противление
Как дать место собственной воле ребенка

ЗАНЯТИЕ 4 РАБОТА С ПРОТИВЛЕНИЕМ
Почему противление нужно «перекрывать»
Как не позволить противлению навредить отношениям
Как сохранить альфа-позицию
Как снизить давление и принуждение

БОНУСНОЕ 5 ЗАНЯТИЕ ИГРА И ПРОТИВЛЕНИЕ

Поисследуем, как можно использовать игру и для выпуска, и для обхода противления.

КРАТКИЙ ОБЗОР КУРСА

Противление принимает различные формы. Мы ощущаем его, когда тоддлер говорит «Нет!», а дошкольник —  «Ты мне не указ!». Противление может проявляться, когда ребенок начинает упрямиться и медлить в то время, когда вам нужно спешить. Оно выражается в виде непослушания или открытого неповиновения и даже в виде лени или отсутствия мотивации. Противление может проявляться в дотошном следовании инструкциям, в прокрастинации или когда ребенок делает противоположное тому, что от него ожидают. Оно может проявляться как пассивность, негативизм или склонность к спорам. Взрослый может воспринимать противление как дерзость или агрессивность. Оно способно подтолкнуть ребенка к нарушениям табу или антисоциальным настроениям. Когда противление становится хроническим и принимает тяжелые формы, ребенок выглядит неисправимым и подходит под описание диагноза оппозиционно-вызывающего расстройства. Это настолько универсальное явление на определенных этапах развития, что оно породило термины «кризис 2х лет» и «подростковый бунт». Однако, несмотря на множество проявлений, основа этой динамики обманчиво проста — защитная реакция на ощущаемое принуждение.

Поскольку очень немногие взрослые понимают эту динамику у детей, это породило множество неправильных представлений о ней и соответственно неправильные действия. Противление чаще всего воспринимается как умышленное поведение или «действие назло», а не инстинктивное и провоцируемое. Взрослые всегда неверно истолковывают противление в ребенке, принимая его за сильную волю, вызов авторитетам, манипуляции, желание сделать все по-своему, намеренно «довести» взрослого. То, как мы воспринимаем поведение ребенка, влияет на то, как мы реагируем на него. К сожалению, когда мы неверно трактуем противление, то вероятнее всего, и реагировать мы будем так, что это только усугубит проблему. Кроме того, мы рискуем поставить под угрозу отношения, которые создают контекст для работы с таким ребенком.

Существует три фактора, влияющих на эту динамику в ребенке: привязанность, зрелость и давление. Хорошая привязанность часто снижает противление у ребенка. С другой стороны, когда незрелыми детьми пытаются командовать взрослые, к которым они не привязаны, дети инстинктивно сопротивляются. Для ребенка просто неестественно принимать указания от тех, к кому они не привязаны. Влияние нашего общества на динамику противления значительно, т.к. нам свойственно перепоручать воспитание своих детей чужим людям. Наша система образования искалечена противлением, однако мало кто хотя бы подозревает об этой динамике. Сам факт того, что очень многие дети теряют желание учиться и делают ровно столько, сколько необходимо, является свидетельством силы динамики противления.

Противление является нормальным явлением для тоддлеров и дошкольников. Поскольку эти дети могут проявлять только одну динамику в единицу времени, и если в это время инстинкты привязанности не задействованы, давление вызовет сопротивление. Дети вырастают из импульсивного проявления противления, когда они становятся способными на смешанные чувства. У большинства детей это происходит к возрасту, когда они идут в школу, но есть много взрослых, у которых этого так и не произошло. К сожалению, не все дети взрослеют по мере роста и те, кто не способен на смешанные чувства, очень легко провоцируются в случаях, когда сила давления больше, чем сила привязанности.

При определенных условиях противление может стать доминирующим и интенсивным, являясь основным образом действий ребенка. Если такие условия сохраняются, ребенку могут даже поставить диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства. Это неправильно поставленный диагноз, поскольку в самом инстинкте противления нет ничего плохого. Скорее всего, неверно функционируют привязанности ребенка или его социальное окружение. Никогда не подразумевалось, что детям, застрявшим в незрелости, будут отдавать распоряжения те, к кому они лично не привязаны. Когда учителя и ассистенты преподавателей попадают в подобную ситуацию, им очень сложно управлять такими детьми. Попытка разобраться с динамикой противления с помощью традиционных методов управления поведением — это залог провала. Опять же, вмешательство должно быть основано на понимании фактора противления.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУРСА

Формальное знакомство Гордона Ньюфелда с концепцией противления произошло по счастливой случайности. Он готовился преподавать университетский курс по теории личности в 70-х годах, когда наткнулся на теорию Отто Ранка о противлении, которую тот предложил еще на рубеже веков. Каким-то образом эту жемчужину затмили другие концепции, теории и теоретики того времени и она так и не получила должного внимания. Отто Ранк воспринимал противление как предвестник развития у детей ощущения автономии. Он также считал, что противление больше всего ставит детей под удар, в основном потому, что у большинства родителей такое поведение вызывает сильные негативные реакции. По его словам, наибольшая опасность противления состоит в том, что оно угрожает «разорвать союз между родителем и ребенком».

Читая материалы Отто Ранка, и имея современные знания о процессах привязанности и зрелости, Гордон Ньюфелд сразу понял, что это и есть важная недостающая часть, необходимая для понимания детей. Противление объясняло кучу вещей: почему с тоддлерами так трудно справляться, почему бунтуют подростки, почему иногда похвала дает обратный эффект, а вознаграждение может быть контрпродуктивным, почему некоторые дети озабочены табу, а некоторые делают противоположное тому, что ожидается. Отто Ранк шел на шаг впереди своего времени и интуитивно понял то, что на самом деле было гораздо больше, чем он мог себе представить. Чем больше Гордон Ньюфелд изучал противление, тем больше он был впечатлен тем, как эта динамика объясняла такое сложное поведение, которое больше ничем было не объяснить, а также к каким серьезным последствиям оно приводила в современном обществе. Как только мы начинаем видеть динамику противления, мы видим ее повсюду, а новые инсайты и озарения не покидают нас.

КОМУ ПОДХОДИТ ДАННЫЙ КУРС

Этот материал подходит для людей любого возраста, включая:

  • родителей детей, от тоддлеров до подростков
  • работников заведений для дошкольников
  • учителей и их ассистентов, работающих с детьми в детских садах и школах
  • специалистов помогающих профессий, работающих с людьми разного возраста

Динамика противления универсальна. Она присутствует в каждом из нас, кроме младенцев и очень больных людей. Противление чрезвычайно хлопотно для родителей тоддлеров и дошкольников из-за их импульсивности и отсутствия смешанных чувств. Это также проблемная динамика у детей школьного возраста, которые не привязаны должным образом к тем, кто несет за них ответственность, или у психологически незрелых детей. И, конечно же, динамика противления — это легенда подросткового возраста и часто именуется «бунтом».

Динамика противления — это то, с чем должны быть знакомы все родители и учителя. Если она неверно понимается или принимается на свой счет, наши попытки усилить давление могут быть контрпродуктивными и навредят отношениям. Противление в школьной системе – динамика разрушительная, она становится причиной пассивности детей в обучении, они выполняют не больше, чем них требуется, оттягивают выполнение заданий и сопротивляются распоряжениям своих учителей. С застрявшими в развитии детьми, с недостаточно хорошо привязанными детьми очень сложно управляться, потому что их инстинкты сопротивляться очень сильны. Если противление неверно понимается, наши типичные реакции только усугубляют проблему.

Чем раньше вы познакомитесь с противлением, тем лучше. Быть родителем тоддлера или дошкольника намного проще, имея знания об этой динамике. Данный материал подходит в качестве курса для широкой аудитории, а также для повышения квалификации учителей и помощников учителей. Материал применим для работы с трудными детьми.

ВЕДУЩИЕ КУРСА

Евгения Наумова (Одинцово, Россия)

психолог-консультант, ведущая курсов Института Ньюфелда,  ведущая группы поддержки родителей в Одинцово. Педагог по образованию,  мама дочки.

Елена Фурдак (Рига, Латвия)

ведущая курсов Института Ньюфелда, главный редактор сайта «Заботливая альфа», педагог, мама троих детей.

Задайте вопрос администратору

Мы будем рады ответить вам на все вопросы и предложения.
Наш администратор  отвечает в течение 2-х дней
vopros@neufeldinstitute.ru

    Ваше имя (обязательно)

    Адрес электронной почты (обязательно)

    Название курса

    Текст письма

    ОТЗЫВЫ

    Самое главное что произошло со мной за время изучения курса — изменение восприятия противления. Я поняла его суть и оно перестало так меня раздражать, а видимо это было из-за непонимания причин и непонимания что с этим делать, а так же куча лжеустановок относительно поведения добавляли диссонанса. Знание чему служит противление позволили «полюбить» его, зауважать этот важный инстинкт, я стала ещё более адекватной мамой — а это уже огромное дело! Спасибо! Эти знания уже изменили мою жизнь и жизнь моего не только ребёнка, но и мужа))) Ведь я стала понимать и его и своё противление тоже. Я стала ещё более адекватно реагирующей на его поведение мамой, я вижу глубже чем раньше, у меня словно третий глаз активировался. Я понимаю причины его противления, прямо раскручиваю ситуацию и все, я в дзен)) ну не всегда, если честно, но это уже мои личные проблемы. Пока сложно сказать точно, мне ещё самой нужно лучше усвоить принципы взаимодействия с противлением, основные схватила, а вот некоторые ушли от внимания. Но почему-то кажется, что противления стало меньше, потому что я снизила принуждение и бодание с сыном. Прекрасный курс, главное что он сближает нас с детьми, самими собой и другими людьми! К сожалению, в связи с моими обстоятельствами, была очень ограничена по времени, не могла слушать онлайн, ведь всегда живое общение лучше, и преподаватели курса очень тёплые люди. Благодарю! — Екатерина Дубинкина (2018)

    Каждая лекция,каждый пример понемногу открывали мне глаза на моих детей и поведение окружающих меня людей. Я уже другая,чем была до курса,а значит отношения уже не будут прежними. Когда что-то увидел/услышал,это уже не развидеть и не «расслышать»-в голове уже есть (пусть даже не всегда четкое, но все же) понимание процессов происходящих внутри ребенка и толкающих его на противление. Зная это, ты уже больше никогда не сможешь увидеть в этом просто каприз или манипуляцию. Уже улучшились наши укладывания спать. Там, где я раньше зверела, у меня появилось понимание, дающее мне дополнительный ресурс. Я стала более терпеливой, мягкой, принимающей. Я стала еще меньше стоять на своем (что и раньше делала не часто благодаря ТП), что благоприятно отразилось на отношениях со старшей дочерью. Я больше стала уважать ее границы и учитывать ее волю. Я впервые очень обрадовалась ее громогласному: «Это МААААЁОООО!» и впервые от всего сердца ответила,что без ее разрешения никто не возьмет. Я счастлива понимать мою дочь еще больше! Я стала замечать мелочи, указывающие на то, что что-то пошло не так. Взгляд. Вздох. И вовремя тормозить себя. Как следствие — отношения с дочерью стали более гармоничными, мы стали больше времени проводить вместе именно с удовольствием. Моя старшая дочь (ВЧР, 2,5г) стала более расслабленной. Может это просто совпадение, но она стала больше говорить. Еще у нее появилась какая-то особая нежность к младшей сестричке. Если раньше она обнимала ее при мне (копируя меня и видимо давая мне понять, что делает то, что от нее ожидают), то сейчас я украдкой вижу, что она обнимает и воркует с ней, когда меня нет рядом. Например, если та плачет, она бежит к ней со словами: «Сёня не плачь, Катя десь»))) У нее появилось больше свободы. Она стала больше играть сама (т.к. теперь я в эту игру не вмешиваюсь). Я напишу одно: «Сердечное спасибо!» Этот курс пришел в мою жизнь очень вовремя. А вы, Анна и Юлия, очень понятно и доступно донесли до нас важную информацию. Живо. Интересно. Жизненно.
    Я уже несколько раз переслушивала лекции и каждый раз интересно, до января еще много раз переслушаю…
    СПАСИБО ВАМ! — Елена Функнер (2018)

    Мне понравилась четкая ясная формула противления, из которой сразу видно, что нужно менять. Эти знания помогут мне не только в отношениях с ребенком, но и с мужем и с собой. Я стала меньше давить и просить мягко, перед этим стараясь активировать контакт. Еще помогает мысль, что противление — это тоже ничего личного, как и агрессия, а просто инстинкт. Когда я прошу спокойно и из контакта, ребенок гораздо чаще склонен соглашаться. Спасибо за этот курс! Информация полезная и хорошо структурирована, стало проще и понятнее.  — Мария Мурашова (2018)

    Курс помог понять причины противления, понять, что ребенок по факту хочет идти за мной, но своим не правильным поведением я не давала это делать ребенку. Знания же повлияли на наши отношения. Я стала более мягче и спокойнее реагировать на поведение детей, больше переключать их и переводить ситуацию в игру, хотя до этого обычно заканчивалось криком. Стала предвидеть реакцию ребенка и понимать причину возникновения такого поведения. Соответственно менять своё поведение и сглаживать конфликты. В целом с детками у нас довольно дружные отношения. Но им явно нравится, что мама теперь меньше злится и чаще улыбается. В целом курс мне понравился. Очень полезная и нужная информация. Доступно и понятно подан материал. Спасибо. — Светлана Бурцева (2018)

    Понравилось, то что я могу посмотреть материал не только онлайн, но и в записи. Что много дополнительного материала. Запомнилось больше всего, что заботливый родитель дает два приглашения. Что привязанность ребенка к родителю необходима для его взросления. Ответственность за отношения всегда несет родитель. Что противление не нужно принимать на свой счет. Эти знания уже меняют отношения не только с детьми, но и самим с собой. Если учитывать противление, то всегда можно найти выход из любой сложившейся ситуации с наименьшими потерями, а то и вообще без потерь. Однозначно я стала терпеливее, гораздо проще отношусь к ситуации, когда чувствую противление, уже не обижаюсь))) Уходит напряжение в отношениях, как-то все становятся спокойнее. Очень помогло понимание того, что за отношения с детьми в ответе я, и нельзя на них перекладывать эту ответственность. А так как мои старшим детям уже 18 и 21, я это стала делать очень часто, как делала моя мама (наверное, срабатывала модель поведения, заложенная в семье родителей). Заметнее всего изменения на отношениях с младшей 2,5 года, так как я обрела некую уверенность в себе и спокойствие благодаря приобретенным новым знаниям. В частности, благодаря перекрыванию, она ходит в сад на 2 часа спокойно без слез. Думаю, еще много изменений в наших отношениях с детьми впереди. Это мой первый курс в институте Ньюфелда. Для меня это огромное открытие. Здесь кладезь очень необходимой информации, для того чтобы каждый взрослый смог раскрыть свой родительский потенциал, заложенный природой. Все знания настолько легко принимаются и понимаются, даже не имея психологического или педагогического образования. Я очень рада знакомству с институтом и его преподавателями. Очень хочется стать для своих детей лучше, спасибо Вам за это! — Светлана Мартиневская (2018)

    Мне в этом курсе понравилось все. Курс невероятно информативен. Я учусь на I интенсиве и думала, что информация в основном будет повторяться, но погружение в тему противления оказалось очень глубоким и очень актуальным для меня в данный момент. Я уверена, что эти знания обязательно повлияют на меня. С одной стороны, я интуитивно использовала многие из них, но когда осознаешь весь механизм этого инстинкта, гораздо проще контролировать и предотвращать реакцию на него, чувствуешь гораздо больше уверенности. Мой средний сын 7 лет сейчас сильно болеет, в такие моменты у него проявляется тревожность, альфа-комплекс и возрастает невероятно противление. Уделить ему сильно больше внимания я не могу, так как есть еще двое других детей. Сын начинает ревновать к брату и сестре, пытаться задирать и ссориться с ними. Понимание причин его противления и работа на опережение очень помогает в том, чтобы сохранять равновесие в своих отношениях с сыном и в его отношениях с другими детьми. Дети смягчаются, перестают считать себя и друг друга «плохими», их желание сопротивляться по любому поводу снижается. Мне очень понравился курс. Даже нечего добавить. Очень кратко и информативно. С одной стороны – все четко и понятно, с другой – много практической информации. Большое вам спасибо! — Мария Андреева (2018)

    Не могу пристроить термин «понравилось», по шкале эмоций не подходит. Ваш курс стал переломным во взгляде на отношения с моими детьми. То, что считалось мной наличием нелюбви в детях ко мне, оказалось по факту просто природным инстинктом, и что ещё круче — этот инстинкт служит становлению «Я» — могу сравнить только с термином «революция» в моем мозгу. Полное перестроение отношений. Раньше я слышала, что если ребёнок сопротивляется, то его надо отвлечь и не нервничать (но я не знала, ПОЧЕМУ именно так) и граница эмоционального срыва достигалась все чаще, с упованием на то, что «не нервничать» это не для меня. Сейчас же я вижу причину, варианты проявления своего поведения и ребёнка, а также какие могут быть последствия в том или ином случае. Я получаю наслаждение от того, какие решения принимает мой сын после рассеивания противления. Я вижу, как усиливается наша привязанность. Я заметила, что меньше и реже повышаю голос. А также я стала видеть и неправильную реакцию на противление сына со стороны других членов деревни. Курс замечательный! Я думаю, именно эта тема служит базовой основой в развитии, а при нарушении в структуре взаимодействия при противлении может быть источником возникновения различных эмоциональных и психологических проблем в будущем. — Рано Каюмова (2018)

    Пожалуй, самое первое и важное открытие, что противление — природный инстинкт. Как-то проще стало жить понимая, что со мной, моим ребенком, мужем и родственниками все в порядке. С другой стороны, местами стало сложнее, потому что видно отсутствие отношений или не хватает моего завладевания вниманием. Неприятный, с одной стороны, осадок оставило понимание отсутствия своего «я», своей воли. Так и не нашла энергии становления и воли в своем детстве. С другой, я перестала быть “бараном” и застревать в своём сопротивлении. Например, я считала, что не могу работать на чужого дядю, потому что я безответственная и ленивая, ан нет. Психологическое противление в установках, что можно, а что типа недопустимо, меня шкалило. И снять с себя эти ярлыки — огромное облегчение! Я нашла, чем себя хвалить. Да, меня воспитывали на одной похвале и пока без неё я никуда, но уже чувствую, где искренне, а где так себе. Хвалю себя за проявление энергии дерзновения своего сына, за его «Я сам»! Перестала хвалить ребёнка как попало, за личность. Теперь противлению я радуюсь! Особенно приятно, когда маленький человек действует из своей энергии дерзновения. Теперь понятно, что моё сухое общение по утрам не способствовало чистке зубов, а в игре сейчас она зашла на ура. Что упираться, настаивать на своём нет смысла. А чуть отступить — и само случается. В общем, жить стало легче! Я стала радоваться энергии дерзновения, этому “я сам”, “отдай, я буду” и отслеживать ситуации, когда удалось напитать. Стала закладывать больше времени на сборы, выключать у себя кипиш спешки. Перестала беспорядочно хвалить рисунки и идеи в игре. Стала чаще включать игру, а утром появился ритуал завладевания — «игра в малыша» на диване с “ручками похлопаем, ножками потопаем” и гляделками. Аппетит с утра появился! У нас в доме снова беговел! Муж прыгал и орал в гараже от радости (чтоб Макс не видел), что деть сам попросил его достать. Он вспомнил, какой именно (их два), назвал какого он цвета. Я отпустила ситуацию, что хотела катания чаще всего я и беговел ушёл в гараж резко. Я пыталась хвалить его и так и сяк, но нет. А тут приняла, что все, его может не быть. Это увлечённость сына, а не моя. И вот! Вот он рассекает по дому и просит педали. Муж триатлет и у нас велосипедный совместный интернет проект, велосипед нас и познакомил, поэтому такой восторг от семейного теперь увлечения. И муж уже третий день слушает мой пересказ теории. Мои впечатления? Да у меня столько результатов, что слов не хватит передать как я довольна! И вообще, пойду ка я успокоюсь, чтоб беговел снова не встал в гараж) — Алена Зайковская (2018)

    Анна и Юлия, огромное спасибо за этот курс! Что-то было для меня знакомым, но курс помог систематизировать и разложить по полочкам очень многое. Очень полезно для меня было узнать про то, что противление может идти и не от проблем в отношениях, но и наоборот, говорить о том, что в отношениях все хорошо. После курса я по-новому посмотрела на динамику противления. Перестала рассматривать его как что-то… негативное что ли. Когда я шла на курс, то была уверена, что наконец-то я пойму, как мне сделать так, чтобы противления в наших отношениях было как можно меньше или не было вовсе. Да, была такая идеальная картинка. Сейчас пришло спокойствие и уверенность, осознание, что противление есть и это естественно. Я наконец-то научилась его принимать и учитывать. Больше нет ощущения и вопроса, что же я делаю не так. Есть картинка о том, как все работает, и это очень помогает в отношениях с ребенком каждый день! Спасибо вам огромное… — Елена Зарипова (2017)

    Большое спасибо Ане и Юле за курс! Очень ценная информация, много примеров! Мне сложно писать отзыв, так как я давно с Институтом, прошла два интенсива и много курсов, не могу сказать что было много нового для меня, но я и не рассчитывала. Было приятно окунуться глубоко в это явление, и конечно узнала для себя новые нюансы, хоть и понимала, как работает противление в целом. Уверена, что для тех, кто не был знаком с этим явлением, информация просто клад. Мне очень нравится подача Ани и Юли, ведущие очень доброжелательны, создали теплую атмосферу на курсе, видно, что вложили душу. Дорогие девушки, несите знания и дальше! Очень здорово, что постоянно приводятся примеры из вашей жизни, а не так, что для каждой иллюстрации — один заезженный пример, который живет годами. Такие вещи всегда говорят о том, что ведущий очень хорошо разбирается в предмете. Большое спасибо Оксане за техподдержку. Удачи! — Нина Максимычева (2017)

    Спасибо большое, Аня и Юля, за такой прекрасный курс. Я проходила 1 Интенсив в прошлом году, и этот курс был прекрасным напоминанием пройденной информации,  а также большего углубления во многих вопросах. Правда, мне все равно пока очень сложно дается сватовство между папой и дочкой, потому что они оба, бывает, ведут себя в спорах одинаково: как будто и одному, и другому по 4 года. Со стороны смешно, но решать вопрос очень и очень не хочется. Я считаю, курс построен хорошо и логично, информация воспринимается легко и понятно. Особо меня порадовало, что вы давали множество примеров, как из своей жизни, так и из других случаев. Зная, как мне тяжело было делиться своими вопросами и ситуациями, я думаю вы просто молодцы. Отдельно мне хочется поблагодарить за комментарии в форуме — это создает очень бережную и добрую атмосферу, ты как бы не «в пустоту» пишешь, а знаешь что тебя прочитали и услышали. Я считаю очень удобным тот способ, когда последняя сессия вопросов-ответов проводится через некоторый промежуток времени — это дает возможность обдумать информацию. Я также очень вам благодарна за качественные и вдумчивые ответы на все мои вопросы. Это мне очень помогло и многие ситуации стали проще восприниматься и разбираться. В целом, это весь мой отзыв, я очень рада, что мне удалось побывать на вашем курсе и получить столько полезных знаний, очень рада была познакомиться. — Марина Маткина (2017)

    Сегодня я не буду носиться колбасой, а напишу то, что давно должна была. С сообществом «Заботливая Альфа» я уже шесть лет. Сначала я просто читала со страшной жадностью посты и особенно комментарии в ЖЖ, и во мне постепенно прорастало оно — как нащупать важное в абсолютной неизвестности. Мне кажется, в этом году у меня получилось. Наконец, я почувствовала, что нельзя откладывать и записалась на мини-курс «Противление». Хотя момент был сложный, я не успевала на живые встречи, в семье был раздрай и переезд. Отношения со старшим ребенком были не в лучшей фазе. Мне вообще всегда было тяжело с ним. Я не могла понять, что же я делаю не так — где же тот ребенок, который хочет следовать и быть хорошим в надежной привязанности, ведь я делаю все возможное. Кто видел мои посты и комментарии, знает, что у нас было добрых 90% ситуаций, которые в сообществе обсуждаются. Все шишки наши! И я самый рефлективный человек в мире, наверное, я посвящаю кучу времени и сил этим отношениям, и все равно все страшно тяжело: бесконечные торги, споры, обсуждения, взрывы со стороны ребенка… И вот курс. Во-первых, он как-то так построен, что даже если вроде много знаешь, все равно сидишь с широко раскрытыми глазами и не шевелишься. Как будто раньше видел цветок в бутоне, ну да, красиво, и тут он раскрывается у тебя прямо на глазах. Все классно структурировано: так, что удачно собирается как пирамида. Во-вторых, Юлия и Анна приводят кучу примеров, это очень помогает. И какое наслаждение слушать и вообще взаимодействовать с людьми предельно корректными и очень внимательным к деталям и «студентам», терпеливо отвечающим на все их вопросы и запросы. И в итоге происходит волшебство. Я сидела в поезде и пересматривала одну из встреч и вдруг все стало прозрачно, паззл собрался. Я отрыла на компьютере заметки и прямо в телеграфном стиле записала весь ход мысли последовательно. И вся картинка оказалась как на ладони. В ней была моя попытка контролировать свою жизнь, совершенно безуспешная из-за сложнейших отношений с мужем, выглядящих в свою очередь совершенно нормально (а эти «потемкинские деревни» — самый дурацкий случай, вроде все так, да не так). И в этой попытке создать хоть что-то стабильное я пыталась контролировать ребенка — это же «проще», чем решать проблему с взрослым. А ребенок всеми силами пытается отвоевать «свое», балансируя постоянно, и, конечно, чаша постоянно переполняется, и куча неопределенности всегда в ситуации полного покоя (вот это меня особенно всегда добивает). А запустили этот процесс понимания слова из курса о том, что чувствительным детям хватает одного нашего взгляда — и он уже запускает противление. И тут передо мной все это понеслось, как кинофильм. Я посмотрела на своего ребенка совершенно другими глазами. Как он хочет быть одновременно и со мной, и отдельно. Я увидела, где эта невидимая ниточка, как менять ее натяжение, как проверить, все ли в порядке с ней, не управляя другим, а просто протягивая руку. Стоит ли говорить, как изменилось поведение ребенка. Беспросветное нытье сменилось тщетностью, ему стало безопасно со мной. А мне — легко с ним. Хотя это все тот же «Федя-стакан-вообще-пуст», мой чувствительный мальчик, легко выдающий перегруз в новой среде, с гостями, в шуме или эмоционально нагруженной для него ситуации. Я бесконечно благодарна Юлии, Анне, Ольге Писарик и всем-всем, кто в русскоязычной среде питает жизнь «Заботливой альфы». Мне даже трудно представить себе, что бы я делала, если бы не Ньюфелд и Альфа. — Елена Мордмиллович (2017)